Работа с родителями как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №32» Семёнова Т.П.,
учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ «СОШ №32» Вершинина Л. А.
В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начинается за год до поступления ребёнка в школу. Знакомство с детьми, содействие их развитию и обязательное просвещение родителей по важным вопросам воспитания детей в современных условиях происходит на этапе подготовки к школе по образовательной психолого-педагогической программе для родителей будущих первоклассников «Школа родителей». Это актуально, поскольку многие родители все больше и больше самоустраняются от воспитания своих детей. Они перекладывают все заботы об их жизни и здоровье на государственные и частные учреждения, гувернанток, бабушек и дедушек, не понимая, что исходные жизненные позиции и адаптационные механизмы ребенок получает именно в семье.
Специалисты отмечают, что в период начала школьного обучения большинство родителей активно помогают детям, так как усиливается родительское беспокойство, связанное с переходом детей на новый жизненный этап – обучение в школе. Родители задают множество вопросов педагогам, специалистам, проявляют готовность к откровенному диалогу и сотрудничеству. Это даёт возможность специалистам разделить с родителями ответственность за воспитание и развитие детей, подчеркнуть необходимость выполнения правил, определенных администрацией образовательного учреждения.
Опыт проведения занятий по данной программе подтвердил планируемые результаты. Во-первых, итоговое анкетирование и отзывы участников «Школы родителей» показали, что 96% родителей наметили план дальнейшей подготовки собственных детей к школе в условиях семьи. 84% семей изменили привычный режим дня: добавили утреннюю гимнастику, выделили время на игры в кругу семьи, увеличили время прогулок. Расширился перечень занятий совместной деятельности, многие родители узнали, чем же можно заниматься с ребёнком в свободное время, как можно организовать и увлечь детей на семейных праздниках. А во-вторых, наблюдения за группами первоклассников, чьи родители посещали и не посещали занятия в родительской школе, подтвердили, что процесс адаптации проходит успешнее в первой группе, несмотря на то, что в ней присутствует большое количество детей группы риска по личностным особенностям (тревожность, застенчивость, гиперподвижность и т.д.).
По итогам работы «Школы родителей» психологи отмечают снижение количества серьёзных школьных конфликтов. Родители, с которыми всё же пришлось работать администрации и психологической службе по разрешению конфликтных ситуаций, - из числа тех, кто не посещал занятия. Выпускники «Школы родителей» приходят на консультации к психологу с конкретными, уже сформулированными запросами, ввиду этого экономится время на первичных консультациях, которые, как правило, длятся до 1,5-2 часов. Родители грамотно выстраивают диалог с педагогами, задают чётко сформулированные вопросы. Большинство родителей шестилетних детей прислушиваются к рекомендациям специалистов, в том числе к рекомендациям о целесообразности начала систематического школьного обучения в семилетнем возрасте.
Образовательная психолого-педагогическая программа с логопедическим сопровождением для родителей будущих первоклассников «Школа родителей»
Авторы - составители:
педагог-психолог Семёнова Т.П.
учитель-логопед, педагог-психолог Вершинина Л.А.
Образовательная психолого-педагогическая программа для родителей будущих первоклассников «Школа родителей» является частью профилактической психолого-педагогической программы «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (коррекционно-развивающая программа дополнительного образования для детей среднего и старшего дошкольного возраста, утверждена приказом № 8 от 06.06.2012г. министерства образования Саратовской области.
Программа «Школа родителей» - это практический опыт профилактики возможных трудностей у первоклассников в период школьной адаптации через повышение психолого-педагогической грамотности их родителей.
Цель: помочь будущим первоклассникам адаптироваться к новому статусу школьника и условиям образовательного учреждения.
Задачи «Школы родителей»:
- познакомить родителей с основными возрастными особенностями детей 6-8 лет, чтобы повысить толерантность родителей к поведенческим трудностям детей;
- обучить родителей навыкам самоанализа и анализа социальной позиции ребенка для наиболее эффективного взаимодействия в паре «родитель – ребенок»;
- познакомить родителей с формами и методами развития физической, социальной и интеллектуальной сфер ребенка;
- оптимизировать детско-родительское общение.
Планируемый результат
По завершении работы «Школы родителей» участники познакомятся с основными возрастными особенностями детей 6-8 лет. Это поможет быть более терпимыми к поведенческим трудностям детей и последовательными в оказании помощи детям при формировании учебных умений и навыков. Оптимизация детско-родительских отношений произойдёт ещё и за счёт расширения диапазона воспитательных родительских воздействий и представления родителей о развивающих играх. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей будет способствовать успешной адаптации первоклассников, профилактике отклоняющегося поведения и школьных трудностей на протяжении обучения.
*авторы готовятся к проведению занятий